Еще два года назад первыми публично об этой проблеме заявили поляки. По их подсчетам уже в 2021 году из-за разного рода психических расстройств, таких как безотчетная тревога и депрессия, поляки набрали около 26 миллионов дней отсутствия на работе по болезни. Это в общей сложности составило почти 11% всех зарегистрированных пропусков.
А к началу этого года стали появляться сообщения, что уже более 70% поляков демонстрируют выраженные симптомы ухудшения психического здоровья. При этом многие связывают это не только с ростом цен и кризисными процессами в экономике. Другой важной причиной ухудшения своего душевного здоровья поляки называют события на Украине.
И у этой проблемы есть вполне конкретная цена. Потери экономики Польши в результате депрессивных состояний населения приближаются к 2 миллиардам (!) злотых в год.
Касается это не только поляков. В 27 странах ЕС и Великобритании проблемы, связанные с психическим здоровьем населения, обходятся более, чем в 4,2% ВВП. Это было зафиксировано еще до начала войны между Израилем и Палестиной. Сумма потерь уже тогда превышала 600 миллиардов евро. Более трети этих затрат – итог падения занятости трудового населения и снижения производительности труда.
Еще до ударов по Газе более 46% граждан ЕС испытывали эмоциональные или психосоциальные проблемы. Уже практически клиническая депрессия или чувство безотчетной тревоги стали для них помехой при принятии жизненно важных решений, толчком к деструктивному поведению, причиной падения уровня готовности выполнять даже самые элементарные обязанности.
Если дело пойдет так и дальше (а мы видим, что оно может пойти и хуже), то по прогнозам Всемирного экономического форума к 2030 году с психическими расстройствами будет связано более половины глобальных экономических убытков, вызванных неинфекционными заболеваниями. Это означает, что влияние на экономику психических расстройств, на которые финансисты и купленные ими политики еще недавно не обращали особого внимания, становится одной из важнейших мировых проблем. Ведь уже сейчас связанные с нарушениями психики убытки оцениваются примерно в 6 триллионов долларов в год. И эта сумма будет только расти. Так, с начала нового века процент страдающих от тревожных расстройств во всем мире практически удвоился. Уже сейчас таких людей по самым скромным подсчетам насчитывается более 300 миллионов. Даже в, казалось бы, далекой от европейских проблем Америке тревожные расстройства наблюдаются более чем у 30% взрослых.
Что дальше? Рост затрат на разного рода военные и политические авантюры привел к тому, что и без того небогатый бюджет помощи тем, кто страдает тревожными расстройствами, в странах ЕС, Великобритании и США будет вновь урезан. То, что могло бы помочь в борьбе с этой новой реальной пандемией будет потрачено политиками этих стран на то, что ее порождает. Но у тревожных расстройств помимо экономических есть еще и очень неприятные последствия поведенческие. Миндалина – парный орган в составе головного мозга – отвечает не только за тревогу. Она же генерирует все то, что порождает неконтролируемый гнев и ярость.
«Грозди гнева» - а именно так называется получивший всемирное признание роман Джона Стейнбека об Америке времен Великой депрессии – еще только зреют. Роман в Америке, Канаде и Ирландии тогда запретили. Но то, что несет с собой эта новая пандемия, полицейскими мерами не предотвратить. Это уже угроза всему миру. Успеем ли одуматься?
Председатель Совета по идеологии партии "РОДИНА", доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Александр Огнев