Писатель, главный редактор газеты "Завтра", соратник партии "РОДИНА" Александр Проханов - о том, на чём в России основывается народное единство:
В день нашего единства, братства, нашей неповторимой общности мы сходимся на площадях, улицах, в семьях, чтобы обняться, посмотреть друг другу в глаза, порадоваться, что мы вместе. Русская осень. Какая прекрасная, дивная пора! То полетят последние золотые листья, то хлынет осенний дождь, то ударит морозец и под ногами захрустит сизый лед. То опять тепло и как будто распускаются вербы. И в эти дни по нашим городам движутся колонны. Под красными флагами, под имперскими флагами с золотыми орлами, колонны под русским триколором, зелёные флаги, андреевские стяги, флаги Донецка…
Все мы разные. Но разница эта мнимая. Вот красные колонны, это коммунисты. Но они не просто коммунисты, они россияне. А это идут монархисты, православные с хоругвями. Да, они православные, они монархисты, но тоже россияне, они — дети сегодняшней России. Вот колонны верующих мусульман. Там колонны профсоюзов. Удивительное время, удивительное празднование. Мы — Русь соборная.
Огромная русская история рассечена. В ней — враждующие друг с другом периоды. Много застарелых обид, распрей, незаживших рубцов и ран. Но это преодолимо. На наших сегодняшних празднествах мы не просто гуляем, не просто дышим осенним дивным воздухом. Мы преодолеваем распри, разломы, мы вновь соединяемся в восхитительный световод русской истории, по которому из древних времен движется лучистая энергия. И сегодня она питает, взращивает кристалл нового русского государства.
Наше множество —это наша драгоценность. Это возможность из каждого народа, каждого языка, каждой местности извлечь свой луч, свой восхитительный восходящий полет. Как можно себе представить Кавказ без Чечни? Чечня стоит сегодня на страже южных русских рубежей и грозно смотрит вдаль, туда, где полыхают сирийские войны, откуда грозит бедой таинственное и мрачное ИГИЛ.
Как можно представить Россию без якутов, которые сегодня участвуют в строительстве новой нордической русской цивилизации, обеспечивают на Севере работу радиолокационных станций, заводов по ремонту ледоколов, являются частью вселенского северного морского пути? А нанайцы, которые живут в устье Амура? Казалось бы, это крохотный народ, но и без него невозможно наше государство, немыслима держава. Потому что каждый, даже самый малый, народ является государствообразующим. И свод русского государства, что мы возводим с такими трудами и радениями, невозможен без усилий и самого крохотного народа, который держит свод над своими лугами, или над своими снегами, или над своими озерами.
На дворе нелёгкие времена — кризис, его тяготы. Закрываются заводы, люди теряют работу, уменьшается достаток. Это всё очень тяжело. А какие угрозы! То там, то здесь пахнет войной. Нервы напряжены. Мы в ожидании всевозможных напастей. В это трудное время особенно драгоценно наше единство, наше братство. Россия — страна, которая соединялась в нерасчленимую общность именно в часы великих напастей и трудов, в часы наступающих бед. И сегодня мы не страшимся трудностей и напастей, мы соединяемся в государственный народный монолит. Наше единство не является арифметическим. Мы не простая сумма чисел. Мы сочетаемся в сложную общность.
Основа этой общности — справедливость. И социальная справедливость, и божественная. Мы едины только тогда, когда все равны перед законом писаным и неписаным, нравственным, равны перед законом божественным. Наша справедливость — это та ценность, которую мы взращиваем, вынашиваем в себе на протяжении тысячелетий. Она брезжит в наших народных сказках, светит в учениях великих пророков и философов. Её обеспечили наши великие герои, павшие на полях сражений.
Совсем недавно по Москве и другим городам прошло удивительное шествие — Бессмертный полк. В колоннах шли старики и дети, левые и правые. Люди, которые в другие времена и на других пространствах, может быть, и руки не подали друг другу, объединились и несли фотографии своих предков, воевавших, павших на великой войне. Это шествие победы было пасхальным, в котором Россия каждый раз воскресает из мертвых, возносится из темных глубин нашего исторического падения.
Сегодня мы продолжаем это шествие. Над нами трепещут флаги, и среди этих флагов сверкает Казанская икона Божией Матери, которая спасла Россию во время смутного времени. Россия — это страна победы. Россия непобедима и вечна. У нашего народа есть четыре верования, четыре исповедания. Главное из них — это возвышенная вера в силы небесные, божественную правду. Изложена ли эта правда в православном Новом Завете, или в Коране, или в Библии, Ветхом Завете — неважно. Мы верим в торжество божественного промысла, верим в праведность и добро.
Второе верование — в нашу божественную природу, в наши реки, земли, в зимние снега, в ветра и цветущие поля, в наше звездное небо, которое покрывает нас всех единым сверкающим драгоценным ковром — от Дальнего Востока до Балтийского моря.
Ещё одно верование — в нашу культуру, в литературу, в нашу дивную словесность, которая всегда, где бы ни рождалось слово, — в России, в Чечне, в Татарстане или в далеких якутских поселках, — везде это слово говорило нам о высших смыслах, окрыляло нас, делало нас благороднее, честнее, чище.
И ещё — верование в наше государство. Государство для нас — высшая ценность. Если есть государство, пусть строгое, иногда суровое, тогда мы защищены, тогда есть коллективная воля, которая соединяет нас в единое целое, направляет в историческое творчество. Падает государство — наступает тьма. И мы, россияне, не раз вкусили страшную горечь распадающегося государства. И как зеницу ока храним эту высшую ценность.
Во время празднования, когда мы идём по улицам разными колоннами в разных направлениях, пусть мы встретимся где-нибудь, обнимемся, улыбнемся, скажем друг другу прекрасные слова и понесем эти слова дальше в нашу трудовую, извечную русскую жизнь.
Александр Проханов – для "Известий"