Важнейшими из 25 основных угроз, обозначенных в недавно утвержденной Президентом Стратегии экономической безопасности России, были названы высокий уровень криминализации и коррупции, а также сохранение значительной доли теневой экономики. Все предыдущие попытки декриминализации отечественной экономики были неэффективны. По данным МВД России, в 2016 году было пресечено всего 3,4 тыс. преступных посягательств на бюджетные средства, совершенных в крупном или особо крупном размерах.
О том, какие меры необходимо применять, чтоб вывести экономику из тени? Какие механизмы будут эффективны в борьбе с коррупционными схемами взаимодействия чиновников и бизнесменов, высказывают свою точку зрения эксперты и руководители региональных отделений партии "РОДИНА".
Полковник полиции, кавалер четырех орденов Мужества, председатель Совета партии "РОДИНА" по внутренней безопасности и противодействию терроризму Алексей Новгородов:
- Эксперты утверждают, что до половины населения нашей страны, так или иначе, вовлечены в деятельность теневого сектора, и Владимир Владимирович абсолютно верно говорит о том, что эту проблему нужно решать.
Однако то, как эту задачу воспринимают чиновники, вызывает некоторые вопросы. Они видят в наших гражданах лишь очередной налоговый ресурс, будь то предприниматели или наёмные работники, которых кризис и безграмотная налоговая политика в отношении бизнеса загнали в этот самый теневой сектор. Вспомним хотя бы недавний закон о самозанятости: посчитать всех нянечек, репетиторов и потенциально обложить их деятельность налогами. Кто работает репетиторами? Учителя с маленькими зарплатами, студенты с мизерными стипендиями. Разве за их счет страна должна выбираться из ямы, в которую ее загнали чиновники?
Люди, задействованные в теневом секторе, это, прежде всего, люди, а не ресурс. И политика в этом отношении должна быть гибкой и очень аккуратной, иначе вместо того, чтобы экономика "вышла на свет", она из "теневой" станет вообще "черной".
Что касается механизмов борьбы с коррупционными взаимодействиями между бизнесом и чиновниками, то любое ужесточение правил и дополнительный контроль не должны становиться грузом для предпринимателей. Сейчас и так куча проверяющих органов, каждый идёт со своими полномочиями и начинает давить. Если такое давление оборачивается необходимостью дать "на лапу" чиновнику или любому другому проверяющему, необходимо вмешательство правоохранительных органов. Очень немногие коммерсанты, особенно малый бизнес, способны сами противостоять административному вымогательству. Люди просто не подкованы юридически для этого, подобные ситуации необходимо решать только при поддержке правоохранительных органов, иначе предприниматель рискует глубоко увязнуть в коррупционной схеме и перестать быть просто потерпевшим.
Основное внимание должно быть приковано именно к административному аппарату. И пока большинство мер антикоррупционного характера, применяемых к чиновникам, нельзя назвать в полной мере эффективными. Даже практика подачи чиновниками ежегодных деклараций, где они отчитываются о доходах и имуществе, работает плохо. За прошедшие четыре года 103 депутата Государственной Думы развелись со своими женами, у них декларация может быть нулевая: гол как сокол. Все имущество переписали на жену, и теперь никаких противоречий в документах не видно.
Обходить закон – это такая национальная забава у российских чиновников. И важная составная часть этой "игры" - это законотворческий процесс. Законы заранее пишут так, чтобы заинтересованные лица их могли легко обходить. И никакие проверки в таких случаях неэффективны. Чиновник морально подготовлен к бумажной работе, он знает, как спрятать и как оправдаться в существующих условиях. До тех пор, пока есть возможность в законодательных органах работать без всякого реального влияния со стороны экспертного сообщества, со стороны граждан, это будет продолжаться.
В моей практике не один и не два положительных примера борьбы с коррупцией на региональном уровне. За 35 лет службы в правоохранительных органах их было десятки и даже сотни. О большинстве из них рассказывать пока нельзя, не положено по закону, и эти факты до сих пор могут поставить под угрозу участников операций и расследований. Наработки у правоохранительных органов есть, и важно, чтобы сейчас приходящее молодое поколение училось на этих положительных примерах и не набивало собственные шишки.
Однако реальность, с которой сталкивается каждый вовлеченный в работу над коррупционными делами сотрудник правоохранительных органов, заключается в том, что мы расследуем уже свершившиеся факты, состоявшиеся преступления. На смену одному коррумпированному деятелю всегда приходит следующий, уверенный в том, что уж он то гораздо умнее своего предшественника. А когда этот попадается, на его место приходит еще один, уверенный, что он умнее двух предыдущих вместе взятых, и начинает тихо подворовывать. Это традиции в органах государственной власти, передающиеся из поколения в поколение. Мы бьем по хвостам, но при этом не наносим почти никакого вреда той культуре коррупционной лояльности, которая сложилась и прочно укрепилась среди региональных властных элит.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Краснодарском крае Денис Панасенко:
- Если взглянуть на графики, которые приводит в статье "Новая газета", то мы видим, что рост числа нарушений в сфере экономики начался с момента кризиса в 2014 году, а также после введения экономических санкций в отношении России. Первая и основная причина этого явления – отсутствие денег у предпринимателей на "досудебное решение вопроса", а вторая – это усиление давления со стороны правоохранительных органов на бизнес. Денег у предпринимателей стало гораздо меньше, а аппетиты у "борцов с коррупцией" не уменьшились.
При этом не кризис стал причиной роста экономических и коррупционных преступлений, а именно последние, перейдя всякую разумную грань (если вообще таковая может здесь быть!), стали одним из главных толчков кризисных процессов в экономике и обществе России.
Мы привыкли, точнее нас приучили, слышать о коррупции в мелких масштабах. Мы вспоминаем о коррупции, когда предприниматель дает взятку какому-нибудь чиновнику. Изредка, конечно, всплывают и крупные суммы, да и то в связи с конфликтами между силовыми структурами. Но все это лишь капля в море. В нашей стране есть множество крупнейших государственных корпораций с бюджетами в сотни миллиардов рублей. Вот возьмем, например, наше "национальное достояние" Газпром, у которого, как сказал наш Президент, прибыль только на бумаге. Буквально месяц назад центральный офис Газпрома, закончил переезд из Москвы в Санкт-Петербург. Переехал и переехал. Только вот потратил он на переезд несколько десятков миллиардов рублей (только на кофеварки было потрачено более 130 млн. руб., а на ремонт кабинета одного из топ-менеджеров более 180 млн. руб. и т.д.). А переехал он в арендованные помещения! Свою штаб-квартиру он в следующем году только достроит. И снова надо будет переезжать! Еще пару десятков миллиардов рублей понадобится… Я уже не говорю о госконтрактах. Сотни миллиардов раздаются неизвестным ранее компаниям без конкурса. И это только Газпром. Есть еще у нас и Роснефть, которая закупает чайные ложки в вертолет по 14000 руб. за штуку, с параллельными комментариями руководителя пресс-службы Роснефти о том, что это абсолютно нормальные рыночные цены. Вроде бы и мелочь, но не совсем. Такие ложечки в купе с другими тратами и выводами денег привели к тому, что бензин на наших заправках в разы дороже, чем в США, при реальных доходах населения в десятки раз ниже.
Руководители федерального уровня не могут принимать правильные решения по одной простой причине – они очень сильно оторваны от понимания реального социально-экономического положения населения нашей страны. Реальные доходы населения очень низкие и не имеют ничего общего с федеральными статистическими данными. Так, например, если брать Краснодарский край, то здесь считается хорошей з/п 10-15 тыс. руб., а средняя и того ниже, хотя нам статистика рассказывает о 34 тыс. руб. А если учесть, что у большинства людей имеются еще и кредитные обязательства, то не трудно представить на какую сумму реально живут наши люди.
Я могу долго перечислять, все более вдаваясь в детали, различные факторы и условия, создающие плодороднейшую почву для коррупционных и экономических преступлений, но сейчас важнее остановиться на том, что нужно сделать, чтобы ее обуздать.
Коррупцию может победить только страх. Лишь ужесточение законодательства и его реальное применение приведет к снижению ее уровня. Более длительные сроки заключения с конфискацией имущества коррупционера и его близких родственников приведет к тому, что большинство чиновников начнут задумываться о последствиях своих деяний. Плюс максимальное ужесточение контроля за расходами в государственных корпорациях, ибо основное воровство происходит там. Все это позволит снизить уровень коррупции на 25-30%. Оставшиеся 70% победить будет очень сложно, так как основными коррупционерами в нашей стране являются непосредственно сами "борцы с коррупцией"…
Член регионального штаба ОНФ, член Совета регионального отделения партии "РОДИНА" в Самарской области Вадим Нуждин:
- Как всем известно, деятельность Общероссийского народного фронта, членом которого я являюсь, направлена на выявление и борьбу с коррупционной составляющей в деятельности властей. На сегодняшний день масштабы коррумпированности чиновников и, как следствие, доля теневого сектора экономики, просто зашкаливают.
Не так давно я предлагал реализовать, на мой взгляд, целесообразный и рабочий проект, который в размерах нашей страны мог бы стать отличным инструментом в искоренении коррупционной составляющей.
Суть проекта заключается в том, что по аналогии с порталом госзакупок предлагается создать сайт под названием "Кредит доверия", где в публичную плоскость выносилась бы вся информация об экономической деятельности чиновников: кто разрабатывал контракт, кто будет его исполнять, курировать, кто является контрагентами и т.д. И, как в армии, каждому чиновнику присваивался бы условный номер. В случае, если прокуратура выявила какие-то правонарушения со стороны чиновника, соответствующая информация заносится в его профиль на портале "Кредит доверия". И когда встанет вопрос о замещении тем или иным человеком вакантной должности на госслужбе, то справка с портала расскажет все о кандидате.
Тут можно провести аналогию с кредитной историей: когда человек обращается за займом, банк поднимает его кредитую историю. Так и у нас: собрался чиновник выдвигаться на должность, выписка с портала станет главным основанием проведения аттестации. Сразу отпадает возможность купить должность или пристроить своего родственника.
Однако, когда мы озвучиваем наши предложения, большинство должностных лиц отнекивается, говоря, что проект сложный и нереализуемый. Я считаю, что в стране можно изменить ситуацию только служением Отечеству, без корысти и лжи.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Псковской области Константин Вилков:
- Искоренить коррупцию можно только ужесточая ответственность за деяния: заключая тот или иной контракт, чиновник должен осознавать, что рискует всем, что есть у него и у его семьи.
Сейчас наши чиновники особо ничего не боятся, всегда найдется лазейка, чтобы обойти законодательство. Приведу наглядный пример: четыре депутата "Единой России" напрямую нарушили антикоррупционный закон при подаче деклараций о доходах. Выявив этот факт, прокуратура вынесла предписание, чтоб они сдали мандаты. Однако глава города Пскова встал на их защиту, и депутаты по-прежнему занимают кресла в Заксобрании.
Что касается дополнительных мер по выводу экономики из тени, то самой эффективной, на мой взгляд, будет создание механизмов по легальному обналичиванию денежных средств. Этот шаг мог бы стать спасительным для экономики, поскольку рынок теневого обнала на сегодняшний день таит в себе колоссальные денежные средства.