5 июня Черногория официально вступила в НАТО. Об этом в ходе круглого стола в "МК" беседовали ведущие российские эксперты.
"Нынешнее положение дел относительно потенциального сотрудничества России и НАТО можно охарактеризовать как стратегический тупик, – отмечает военный эксперт, председатель Совета партии "РОДИНА" по национальной обороне Игорь Коротченко. – Причем обусловлен он, в первую очередь, политикой Североатлантического альянса. Слышать нас в НАТО не хотят и не будут, поэтому не надо напрасных иллюзий. Мы помним, как Россия отреагировала в свое время на обеспокоенность ряда стран действиями наших самолетов: было внесено предложение о заключении соглашения, по которому бы на военных самолетах включались транспондеры. В этом случае любой военный борт с момента взлета был бы видим для гражданских авиационных, диспетчерских служб. Скоро исполнится уже год, как альянс просто игнорирует эту инициативу, обсуждения просто нет".
Не идет навстречу России НАТО и в вопросе борьбы с терроризмом и обмена данными по этой проблеме, напоминает эксперт.
"При этом очевидно, что наша страна не ищет конфронтации с альянсом, – подчеркивает Коротченко. – Если посмотреть на группировку наших войск на Западе, то видно, что она оборонительная. Чем в этом случае обусловлена политика НАТО по развертыванию контингентов в Литве, Латвии, Эстонии, Польше – в непосредственной близости от наших границ? Нам говорят, что Россия ведет войну с Украиной, и страны альянса вынуждены на этом фоне обороняться. Но миссия ОБСЕ, действующая в Донбассе, включающая в себя в реальности сотрудников западных военных разведок, не обнаружила ни одного российского танка, ни одного факта присутствия там войск РФ. А раз этого нет, значит, нет и предлога для развертывания натовских сил. Но беспокоит нас и развертывание стратегического компонента американской ПРО в Европе. Никаких технологических препятствий для того, чтобы в пусковых установках были "Томагавки", а не противоракеты, нет. Процесс такой замены займет не более получаса, это очень сложно засечь, а у США появится возможность ударить крылатыми ракетами по российской территории. Даже формальной бумаги, удостоверяющей, что эти элементы ПРО не направлены против России, нам не дают... Поэтому отношения зашли в тупик. Надо ли разговаривать с НАТО? Надо. Но необходимо понимать, что за этим не последует практического результата".
"НАТО никуда не денется, не ослабнет, это, к сожалению для нас, фактор мировой геополитики. И нам придется иметь дело с сильным альянсом – а никакие тактические разногласия между США и Европой ни на что не повлияют, они договорятся, интересы у них, в конце концов, общие. НАТО будет расширяться, включая планы относительно Грузии, Украины, Азербайджана. Политическим диалогом мы могли бы снизить градус напряженности, но пока это маловероятно. Поэтому фактор НАТО у наших границ будет оставаться одним из наиболее значимых в вопросах нашей национальной безопасности", – подчеркнул Игорь Коротченко.