Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе представила проект новой европейской глобальной стратегии в области внешней политики и политики безопасности.
Отношения с Россией названы в документе "ключевым стратегическим вызовом", а краеугольным камнем политики ЕС в отношении России, как сказано в его тексте, должен оставаться последовательный и согласованный подход всех стран.
Как заявил "Утру" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, оценка России как "ключевого вызова ЕС" - "это явно не про дружбу". "Другое дело, что она может считаться косвенным признанием значения РФ как ориентира для евроскептиков. Ведь российский вызов по отношению к ЕС состоит, в том числе, и в том, что практически все, кто резко настроен в европейских обществах против ЕС, как правило, настроены на сотрудничество с Россией. И получается, что Россия является ориентиром, флагманом для политики национального суверенитета для евроскептиков", - отметил аналитик.
Вызов по отношению к ЕС состоит, в том числе, и в этом, "но это именно вызов по отношению к ЕС, а не вызов по отношению к Европе, это признание различия интересов и подходов между Россией и ЕС как наднациональной структурой, а не Россией и Европой".
"Мы постоянно соглашаемся отождествлять Европу и Евросоюз, но это неправильно, особенно в ситуации, когда Евросоюз в Европе все менее популярен. Это признание брюссельской бюрократии того, что ее интересы и интересы РФ различны, что Россия представляет собой вызов для брюссельской бюрократии. И если переформулировать все это на правильный язык – "Россия не вызов для ЕС, а вызов для брюссельской бюрократии", тогда все встанет на свои места. Да, Россия – вызов для евроинтеграционного проекта ЕС в том виде, в котором он сейчас существует. И многие европейцы именно за это Россию и любят, за то, что она является противовесом наднациональным структурам, которые им самим очень не нравятся", - сказал Михаил Ремизов.
По его словам, наднациональные структуры в Европе – такие, как ЕС и НАТО – сейчас, конечно же, вовсю используют российский фактор для консолидации дисциплины в своих рядах, для наведения порядка, упрека в адрес несогласных, что они усиливают Россию.
"Если в случае с НАТО можно говорить о том, что эта организация просто получила второе дыхание благодаря послекрымскому ухудшению отношений и кризису вокруг Украины, то в случае с ЕС фактор антироссийской консолидации действует не столь сильно, но все-таки действует. Сегодня мы уже видим, что внешнюю политику ЕС во многом определяет коалиция немцев со странами Прибалтики, Восточной Европы, Скандинавии на почве антироссийского консенсуса. В редакции скандинаво-восточноевропейских это более жесткие формулировки, в редакции немцев – смягченные, но суть та же. Есть другие страны – та же Италия настроена более дружественно, но чиновники, попадая на общеевропейский уровень, часто становятся представителями Брюсселя, а не своих национальных государств", - подчеркнул Ремизов.
Поэтому фактор российской угрозы используется и будет использоваться Евросоюзом для консолидации, особенно в ситуации тех вызовов, с которыми сталкивается сам ЕС.
Началось это не сегодня: в сфере энергополитики европейцы еще в середине 2000-х годов постоянно пугали друг друга российским энергетическим шантажом, которого не было и в помине, но, тем не менее, они очень серьезно озаботились тем, чтобы ограничить возможности расширения присутствия Москвы на энергетическом рынке. Помимо энергополитического сдерживания Москвы, было еще и "Восточное партнерство" как проект, направленный на сдерживание РФ на постсоветском пространстве, и многие другие примеры, подтверждающие, что логика геополитического и экономического сдерживания России реализуется в ЕС уже достаточно давно. В этом смысле формулировки после Крыма стали более определенными и жесткими, но суть осталась прежней. И это – более длинная тенденция, чем та, что имеет место в последние два года после Крыма и кризиса на Украине.
Но Россия, по мнению эксперта, должна разделять для себя отношения с ЕС и отношения с европейскими государствами. "Со многими из европейских государств у нас действительно есть много точек соприкосновения и потенциал для диалога. Но если говорить о ЕС, как о наднациональной структуре, то она, скорее, препятствует, чем способствует реализации этого потенциала. Наша дипломатия часто этого не признает – либо в силу того, что дипломатия является искусством сокрытия мыслей с помощью слов, либо в силу непонимания", - заключил Михаил Ремизов.